-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Opata

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.01.2015
«аписей: 23
 омментариев: 14
Ќаписано: 68

 репостной театр и его актеры-рабы

—уббота, 23 —ент€бр€ 2017 г. 18:52 + в цитатник

 ак жили актеры до изобретени€ кино, до системы —таниславского и даже до отмены крепостного права?

 ак они жили в те времена, когда одним из самых попул€рных развлечений был театр, а его Ђзвездыї были рабами?

ѕервый театр по€вилс€ на –уси при јлексее ћихайловиче. ÷арь захотел завести собственный театр, узнав о комеди€х во ‘лоренции. —воих специалистов тогда у нас не было, а по приглашению в ћосковию никто ехать не захотел. ¬ 1672 году решили сделать спектакль своими силами, и поручили эту миссию немцу »оганну √регори из немецкой слободы. ѕьеса тоже была немецка€. √овор€т, что представление так понравилось јлексею ћихайловичу, что смотрел он его 10 часов подр€д. “огда же √регори стал обучать актерскому мастерству, неизвестно только, где он обучилс€ ему сам. ƒо нас дошла челобитна€ царю от одного из актеров √регори, содержаща€ такие строки: ЂЕа твоего великого государева жаловань€, корму нам, холоп€м твоим ничего не учинено, и ныне мы, платьишком ободрались и сапожишками обносились, а пить-есть нечего, и помираем мы, холопи твои, голодной смертьюЕї.  акие уж тут миллионы рублей от государства, когда даже Ђкормаї не давали.

ƒвор€не потихоньку начали повтор€ть за царем, и каждый уважающий себ€ помещик должен был иметь крепостной театр. ќни не жалели денег на пышные декорации и роскошные костюмы Ц в то врем€ это был один из самых попул€рных способов демонстрации своего богатства. ¬ ћоскве к началу XVIII века было 53 крепостных театра. »з крепостного театра кн€з€ ”русова, например, когда-то вышли ћалый и Ѕольшой театры.

„асто крепостные театры представл€ли собой насто€щие застенки, тюрьмы и гаремы. ¬ласть помещика над актерами никем не ограничивалась, поэтому большинство крепостных трупп напоминали кукольный театр  арабаса-Ѕарабаса. —удьба актера зависела только от воли хоз€ина. јктеров продавали и покупали, как и других крепостных, но стоили они дороже. ÷ена талантливого актера или актрисы достигала 5 000 рублей, тогда как за простую девушку-горничную давали 80 рублей, а за мужчину, годного в рекруты, 120.

¬от что известно, например, о театре графа —.ћ.  аменского в ќрле. √раф во врем€ спектакл€, сид€ в ложе, записывал все ошибки, которые он замечал по ходу действи€, затем в антракте брал плетку и отправл€лс€ за кулисы наказывать забывчивых актеров. «рители слышали из-за закрытого занавеса вопли наказуемых.  аменский не жалел денег на декорации, а его артисты жили впроголодь и ходили побиратьс€ в город. ≈ще граф не спускал глаз с молодых актрис. ќн лично каждый вечер запирал их комнаты и держал ключ всегда при себе, запрещал им смотреть в зал (когда по пьесе требовалось обратитьс€ в зал они должны были зажмуриватьс€) и жестоко наказывал за малейшие проступки. “еатр в итоге разорил  аменского. ¬ 1835 году не осталось денег даже на похороны графа.

” театра ¬.√. √ладкова в ѕензе тоже была дурна€ слава. “о есть актеры и спектакли достаточно высоко ценились, а владелец театра был известен своей жестокостью и пь€нством. јктеры часто выходили на сцену с син€ками и заплаканными глазами. √ладков любил громко комментировать из личной ложи событи€ спектакл€ и игру актеров. Ќе стесн€€сь помещик отбирал у крепостных актеров жен, насиловал пригл€нувшихс€ актрис. Ќа √ладкова писали жалобы, но благодар€ высокопоставленному родственнику в ѕетербурге, пензенскому рабовладельцу все сходило с рук. ¬ 1829 году одна из жалоб попала в руки к Ќ.ј. –адищеву (сыну писател€ –адищева), и он дал ей ход. √ладкову назначили церковное пока€ние(!) и вз€ли имение под опеку.

¬ладельца театра в ¬ыксе ».ƒ. Ўепелева за жестокость прозвали ЂЌерономї. јктеры Ўепелева страдали от изнурительных репетиций и невыполнимых требований тирана. «а малейшую провинность он избивал их камышовой тростью, а особое удовольствие он находил в издевательствах над балеринами. ќкна комнат актрис были зарешечены, а дл€ провинившихс€ отправл€ли в темный и сырой карцер. ÷ела€ сеть стукачей сообщала барину о любом случайном взгл€де актрисы на мужчину.  ак-то раз одна балерина отправила любовную записку крепостному капельмейстеру. ”знав об этом, Ўепелев устранил обоих Ц у капельмейстера €кобы случилс€ удар, а актриса пропала без вести. Ўепелев также владел металлургическими заводами, и рабочие вместе с крепостными пробовали протестовать против адских условий труда, но все их попытки бунта подавл€лись войсками. Ќа поведение ЂЌеронаї обратили внимание лишь когда все хоз€йство пришло в полный упадок. Ўепелева не посадили в тюрьму и не казнили, а всего лишь выслали в ћоскву, где он доживал свой век, постепенно тер€€ остатки рассудка.

Ќеизвестно, сколько талантов было загублено в театрах этих безумных рабовладельцев. —колько еще ўепкиных и ћочаловых (оба тоже были крепостными) могло бы украсить русскую театральную сцену. Ќо были и вполне адекватные владельцы крепостных театров, например, кн€зь Ќ.√. Ўаховский, Ќ.ѕ. Ўереметев, Ѕ.√. ёсупов и многие другие, которые помогали талантливым актерам и актрисам, давали им хорошее образование, относились к ним с уважением, ценили, сохран€ли и развивали театральное искусство в –оссии.

источник

22.09.2017




 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку