-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Opata

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.01.2015
«аписей: 23
 омментариев: 14
Ќаписано: 68

√р€зное, голое и колючее! ∆енское тело на фестивале Tanz im August

¬торник, 19 —ент€бр€ 2017 г. 17:41 + в цитатник

√р€зь, краска, оливковое масло с чесноком, втертые в кожу. ќбнаженные тела, обернутые в золотую фольгу, прикрытые обычной простыней или в газовых костюмах дизайнера »рис ван ’ерпен. 29-й международный фестиваль современного танца в Ѕерлине, собрав в этом году рекордное количество работ женщин-хореографов, Ч от пионерок феминистского перформанса до совсем новых авторов Ч как будто задалс€ целью максимально широко показать, каким может быть женское тело в contemporary dance сегодн€.

»з чего оно состоит, как выгл€дит и кто его творит. Ѕерлинский обозреватель ЂЋенты.руї†ќльга √ердт комментирует Ђженскуюї программу Tanz im August.

Another Distinquee. јвтор: Ћа –ибо

‘ото: Anne Maniglier

ѕерформанс Another Distinquee испанской авангардистки Ћа –ибо Ч что-то вроде серии имиджей, экспонирующих женское тело как нуар-объект: как нечто криминальное и преступное. ќно может вал€тьс€ пр€мо у вас под ногами (зрители и перформеры наход€тс€ в одном помещении, на сцене, отгороженной от зрительного зала железным занавесом) так, что вы на него натыкаетесь, голое, накрытое простыней как труп. ћожет заставить себ€ выслеживать: Ћа –ибо, свингу€ с двум€ партнерами в абсолютной тишине и темноте, т€нет за собой толпу зрителей, перемеща€сь вокруг сваленной посреди сцены кучи хлама, упакованного в черный полиэтилен. Ќа фото: финальна€ сценка перформанса, в ходе которой Ћа –ибо готовит из себ€ и своих партнеров Ђнатюрмортї. Ѕуквально Ђмертвую натуруї, поскольку необходимо, выкрасив красной краской себ€ и своих хорошо одетых партнеров, разложить три тела на полу, словно дл€ следственного эксперимента. «рители после этой сцены оказываютс€ в трудной ситуации: Ђпокойникиї на поклоны не встают и на аплодисменты не реагируют. ѕублике приходитс€, смущенно обогнув тела, покинуть место преступлени€ уже в каком-то новом качестве Ч не столько пассивных наблюдателей, сколько свидетелей и соучастников.

Ђ”павша€ с небесї. ѕостановщик: –осио ћолина

‘ото: Pablo Guidali

” другой испанки, танцовщицы –осио ћолины тело Ч ее собственное Ч тоже объект перформативного изменени€. ¬ то врем€ как Ћа –ибо переводит на себ€ ведрами красную краску или натираетс€ чесноком и оливковым маслом, следу€ рецепту из поваренной книги, ћолина пачкаетс€ насто€щей гр€зью. “ак вот просто залезает двум€ ногами в чан с бурой жижей и танцует потом в юбке, за которой т€нетс€ по сцене длинный гр€зный след. “акого в истории фламенко еще не было.

Kreatur (ЂCозданиеї). ’ореограф: —аша ¬альц

‘ото: Sebastian Bolesch

ѕремьер —аши ¬альц Ч звезды немецкого современного танца номер один Ч на фестивале Tanz im August не было уже очень давно, как очень давно не было их и в Ѕерлине. Ќо теперь она вернулась, причем в новом статусе. ¬ 2019 году —аша ¬альц возглавит вместе с …оханесом ќйманом берлинский Staatsballett и станет, похоже, первой женщиной и первой женщиной-хореографом современного танца, возглавившей балетную компанию (феминисткам есть чем гордитьс€). Comeback ¬альц на Tanz im August показал, что в Ѕерлине ее действительно ждут и цен€т (публика во вс€ком случае) Ч только на спектакли ¬альц лишние билетики просили (а не продавали) пр€мо от метро.

Kreatur (ЂCозданиеї). ’ореограф: —аша ¬альц

‘ото: Sebastian Bolesch

 остюмы дл€ новой работы —аши ¬альц Ђ—озданиеї сделала известный нидерландский модный дизайнер »рис ван ’ерпен. Ёти (на фото), похожие на облака или спутанную проволоку коконы, превращают пр€чущихс€ в них танцовщиков в инопланетные создани€. ’удожником по свету выступил тоже не кто-нибудь, а ”рс ЎЄнебаум, Ђсветившийї Ѕобу ”илсону, ”иль€му  ентриджу, ћихаэлю ’анеке. ¬ его багаже более 130 постановок дл€ Covent Garden, парижской Opera Bastille, Metropolitаn в Ќью-…орке. ¬ышла бы совсем Ђдизайнерска€ штучкаї, если бы крайнее визуальное эстетство не соседствовало в этой работе с крайне брутальной хореографией, котора€ даже дл€ ¬альц выгл€дит слишком судорожной и конвульсивной. Ќо не надо быть семи п€дей во лбу, чтобы пон€ть, что Ђ—озданиеї не столько и не только спектакль, сколько демонстраци€ силы приход€щей через год интендантом в Staatsballett —аши ¬альц.

Laughing Hole. јвтор: Ћа –ибо

‘ото: Miguel Azuaga

“ри одетые в веселенькие халатики девушки-уборщицы на прот€жении шести (!) часов, буквально загиба€сь от смеха, сбиваютс€ с ног, чтобы в неудобном положении, трудной позе, поскользнувшись, шлепнувшись, раст€нувшись и завернувшись узлом, демонстрировать публике картонки с политическими лозунгами. —амые разные: Abstrakt dead, Lost Fun, Destroy Party, Terror war, Gaza party. ѕоказав очередную картонку, скотчем прикрепл€ют ее к стене, окну, двер€м Ч куда придетс€. ¬ финале помещение выгл€дит как заколоченный и оборон€ющийс€ от нашестви€ зомби дом. —амый длинный, самый известный и самый политический перформанс испанки Ћа –ибо, в 2006 году показанный на Art Basel в Ўвейцарии, был протестом против нелегального содержани€ узников в тюрьме √уантанамо.

Laughing Hole. јвтор: Ћа –ибо

‘ото: Jonn Sisson

„ерез 6 часов протестной акции перформерши уже вал€тс€ с ног от усталости. „то до зрителей, то Ђотсиживатьї ли весь срок Laughing Hole или выйти Ђна свободуї через 15 минут Ч личное дело каждого. Ќо, похоже, нужный эффект наступает только через 6 часов. »стерический смех, который работающий тут же в зале саунд-дизайнер, усилива€ и синтезиру€, монтирует в своеобразную акустическую скульптуру, трансформируетс€ в детский гвалт, крики чаек, заполн€ет помещение как гул большой площади. ѕрочищает мозг получше любой медитации.

Haffed Collage of Differences and Fragility. јвтор идеи и хореограф: —анна  еккелайнен

‘ото: Lilja Lehmuskallio

ƒве женщины Ч больша€ и маленька€ Ч образуют одно общее Ђтелої проекта финки —анны  еккелайнен. Ќе слишком интересного, пока больша€ (сама  еккелайнен) долго ползает по сцене и зависает, как-то уж слишком сложно раскор€чившись, и вдруг пробирающего до мурашек, когда на сцену выходит, точнее выползает как еще не научившийс€ ходить ребенок, маленька€ женщина Ч перформерша ћай€  архунен. “огда перед зрителем выстраиваетс€ архитектура, состо€ща€ из совсем других движений. », наконец, ужасно трогательного, когда обе женщины начинают общатьс€, смешно кувырка€сь, щекоча друг другу п€точки, расчесыва€ волосы и позвол€€ другой пользоватьс€ тем, чего у одной в избытке: например, длиной ног. ѕримечательно, что рассказывают при этом две женщины историю мужчины Ч аргентинца ’афеда, получившего вид на жительство в ѕариже. ‘инский contemporary dance всегда был непрост.

Blank placard dance, replay. јкци€: јнн ’алприн. ѕовтор акции: јнне √оллод

‘ото: Dajana Lothert

»сторическую акцию јнн ’алприн, одной из пионерок американского танцевального постмодернизма, повторила в Ѕерлина в рамках фестивал€ Tanz im August хореограф јнне √оллод. ¬ 1967-м двадцать танцовщиц двинулись через улицы —ан-‘ранциско вот с такими белыми пустыми плакатами. —обственно, тогда и не надо было ничего писать Ч все понимали, что это против войны во ¬ьетнаме. ¬ 2017-м пустые щиты, с которыми танцовщики прошлись по Ѕерлину, начав с самой красивой площади города Ч ∆андарменмаркт Ч считывались скорее как констатаци€ того факта, что слов либо больше нет, либо они совершенно бесполезны. Ќо все равно красиво.

Panoramix. јвтор: Ћа –ибо

‘ото: Manuel Vasen

Ѕолее 30 миниатюр на прот€жении трех часов показывает Ћа –ибо в этой перформативной инсталл€ции. ѕоказывает одна, совершенно гола€ и среди зрителей, которым на месте не усидеть, не потому что из просторного зрительного зала Sophiensaele вынесли все кресла: публике приходитс€ перемещатьс€ по залу за Ћа –ибо. ¬ещи, в которые она переодеваетс€, чтобы показать ту или иную миниатюру, приклеены скотчем к стене или вал€ютс€ где попало на полу. ѕрисаживатьс€ надолго тоже смысла нет: проекты маленькие, дл€тс€ от 30 секунд до нескольких минут, после чего надо снова вставать. Panoramix Ч Ђколлекци€ коротких перформансов и акцийї, которую Ћа –ибо собирала с 1993-го года Ч насто€щее испытание дл€ зрителей. Ќикто, впрочем, не уходит. Ђ оллекци€ї Ћа –ибо тем и уникальна, что единственный ее экспонат Ч она сама, родоначальница той самой музейной и галерейной хореографии, которую в процессе перформанса учишьс€ ценить именно за ее Ђлетучестьї.

Gustavia. ’ореографы: ћатильд ћонье и Ћа –ибо

‘ото: Marc Coudrais

¬ этой вещи встретились две иконы современного танца: испанка Ћа –ибо и француженка ћатильд ћонье. ѕодруги, соперницы, ранимые, агрессивные, романтичные, ревнивые, завистливые Ч нет, наверное, ни одного состо€ни€ и ни одной женской роли, которую –ибо и ћонье с потр€сающим юмором не примерили бы в этом перформансе. ѕоглумившись не без азарта заодно и над собственным статусом Ђбабушекї танц-авангарда, они минут 15 рыдают у микрофона, как будто оплакива€ собственную молодость, борютс€ за место в глубоком кресле и вообще идут на все, лишь бы привлечь внимание публики. Gustavia Ч классика феминистского перформанса и одновременно пароди€ на него: добрый час смешного, но точного анализа €зыка, на котором говорит, проговариваетс€ и несет вс€кую чушь женское тело.

Kreatur (ЂCозданиеї). ’ореограф: —аша ¬альц

‘ото: Sebastian Bolesch

—амый эффектный из костюмов »рис ван ’ерпен дл€ спектакл€ —аши ¬альц и самый запоминающийс€ женский образ фестивал€ Ч существо, которое и оборон€етс€ и нападает одновременно. ¬нутри этого необычного монстра (его отдаленный родственник разве что Ёдвард-руки-ножницы), созданного воображением двух женщин, пр€четс€ одна из бывших танцовщиц ѕины Ѕауш, Clementine Deluy. “еперь она в команде —аши ¬альц.

FUN!. ’ореограф: Ћеа ћоро

‘ото: Dajana Lothert

Ћеа ћоро (на фото слева) Ч новое многообещающее им€. –аботающий между ÷юрихом и Ѕерлином хореограф, танцовщица и перформер от феминистских манифестов и гендерных проблем далека. Ёто все дл€ старперов с их радугами и беготней по лайф-парадам. ћоро в FUN! своих коллег-артистов вообще добрую часть представлени€ держит под колпаком Ч поди догадайс€, мальчики там или девочки упакованы в картонные геометрические формы. ћожно подумать, что так ћоро глумитс€ над самым серьезным и пафосным манифестом абстрактной хореографии ’’ века Ч Ђ“риадическим балетомї ќскара Ўлеммера, у которого танцевали не люди, а костюмы: вс€кие спирали и пружинки. Ќо ничуть! ¬ FUN! ћоро исследует, что именно смешит нас в театре, цирке, кино. »з каких-таких элементов (вроде Ђпалец покажиї) это Ђсмешноеї состоит. » набирает в FUN! таких Ђпальцевї целую коллекцию. Ќо одно дело собрать смешное, а другое Ч действительно развеселить. FUN! чуть ли не первый за много лет проект contemporary dance, который с этим справл€етс€.

FUN!. ’ореограф: Ћеа ћоро

‘ото: German Palomeque

Ўарики, которые Ћеа ћоро гипнотизирует взгл€дом, в FUN! лезут буквально из всех щелей. ќдин из перформеров минут п€ть пузыритс€ розовыми комочками, по€вл€ющимис€ у него изо рта. «рители, как только выключаетс€ свет, тайком подбирают и распихивают эти шарики по карманам. ¬ общем, сюда правильно приводить детей Ч им, начина€ с 10 лет, на этот спектакль можно и нужно.

El Baile. ’ореограф: ћатильд ћонье

‘ото: Christophe Martin

Ќапоминающий знаменитый французский фильм ЂЅалї проект ћатильд ћонье и јлана ѕаулса рассказывает историю страны через аргентинское танго, но цитирует при этом все формы танца, какие только возможны на танцплощадке, где, собственно (как и в фильме ЂЅалї), все и происходит: встречи, расставани€, свидани€, столкновени€. ћонье Ч еще одна Ђселф вуменї современного танца и с начала 1990-х бессменна€ руководительница ’ореографического центра в ћонпелье, одного из важнейших в ≈вропе.

Ђ”павша€ с небесї. ѕостановщик и танцовщица: –осио ћолина

‘ото: djfrat

ѕро эту вещь –осио ћолины €зык не поворачиваетс€ сказать Ђшоуї. ќт традиционного фламенко, кроме вот этого белого плать€ с воланами в первой сцене (потом она танцует в банном халате, сочащейс€ гр€зью юбке и много в чем еще необычном), не осталось камн€ на камне. Ќет, есть, конечно, сцены, где ћолина, бешена€ и харизматична€ танцорка, молотит сцену каблуками так, что становитс€ пон€тно Ч она, вундеркинд от фламенко, начала это делать раньше, чем научилась ходить. Ќо ближайшими родственниками ћолины после этого представлени€ кажутс€ не вс€кие великие Ђстукачиї типа √адеса, а разговаривающие с духами танцовщики буто с их кор€выми и медленными монологами и венские акционисты с их экстремальными телесными опытами. ќсенью ћолина приезжает в ћоскву на фестиваль DanceInversion.

Panoramix. јвтор: Ћа –ибо

‘ото: Manuel Vason

Ћа –ибо много не бывает. ѕоэтому еще один из распространенных ее имиджей Ч голое женское тело под простыней. »ногда роль мертвой блондинки Ћа –ибо довер€ет перформерам-мужчинам. Ќо на этом фото в парике а-л€ ћонро Ч сама Ћа –ибо.

Jessica and me. ’ореограф:  ристиана ћорганти

‘ото: Virginie Martin

∆енщина с сигаретой, на высоких каблуках с распущенными волосами Ч танцовщица  ристиана ћорганти в своем автобиографическом перформансе транслирует этот революционный, танцтеатром ѕины Ѕауш созданный образ.  онечно, не до полной гибели всерьез, а с юмором и дистанцией. Ѕывша€ танцовщица ѕины Ѕауш делитс€ в этом перформансе двум€ своими очень женскими пристрасти€ми Ч к танцу и болтовне.

Sasha Waltz & Guests. Women (Ђ∆енщиныї). ’ореограф: —аша ¬альц

‘ото: Ute und Luna Zscharnt

ѕремьера фестивал€ Tanz im August, показанна€ в церкви —в€той ≈лизаветы, Ч перва€ работа, которую —аша ¬альц сделала исключительно на танцовщиц. ¬дохновила ее знаменита€ феминистска€ инсталл€ци€ ƒжуди „икаго The Dinner Party (1974-1979 годы), представл€юща€ собой треугольный стол, накрытый дл€ 39 самых знаменитых женщин в истории. ѕолучилс€ довольно мастерский, но жутковатый и слегка психопатичный перформанс с €ростными ведьминскими пл€сками, брутальными ритуалами и сценами, в которых таскают туда-сюда мул€жи пуповин, вагин и прочих внутренностей, служащих дл€ украшени€ алтарной части храма и того самого, от ƒжуди „икаго, треугольного стола.

Panoramix. јвтор: Ћа –ибо

‘ото: Hugo Glendinning

ЂOccuuppatioooon!ї назвали ту довольно большую часть фестивальной программы, которую Ђзахватилаї испанка Ћа –ибо. –етроспектива ее работ, охватывающа€ период с 1993 по 2016-й, впечатл€ет Ч видео, инсталл€ции, арт- и театральные перформансы. ћногое уже стало классикой. » не только целые проекты, но и отдельные их телесные Ђобъектыї вроде этой позы Ћа –ибо из ее знаменитой миниатюры со складным стулом.

19 сент€бр€ 2017




 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку